Эк меня, однако, зацепило...))
Потёмкинские деревни
http://www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20030219_jaz.html
Потемкинские уроки
Денис Яцутко
19 Февраля 2003
Когда я служил в армии, в оперативном управлении штаба округа, я не раз был свидетелем таких, примерно, телефонных разговоров какого-нибудь штабного полковника с каким-нибудь командиром части:
- Васильич? Привет. Как дела?.. Угу... Да... это... мы к тебе в конце августа с внезапной проверкой нагрянем... Да... Так что, ты уж постарайся... Снаряди там солдат, чтобы ягод пару-тройку ящиков... да... грибов, угу... Что там у тебя еще есть? Охота у тебя там как? Да... Ну, и это... подкрась там, подрихтуй, чтобы говно в глаза не бросалось... Ну, сам понимаешь, что я тебя учу...
А до того как попал в штаб, видел, как в одной мотострелковой дивизии, расквартированной неподалеку от Кандалакшского залива, спешно готовятся к приезду окружных штабистов: как за несколько минут красят - прямо поверх старой, отслаивающейся уже, краски - всякие ворота и ограждения, как офицерам и прапорщикам выдают новую полевую форму, облупившуюся штукатурку завешивают плакатами, а слишком уж невзрачных и зависимых от водки контрактников срочно распихивают по таким нарядам, где они будут не слишком заметны.
А еще раньше - в учебке. Если ночью планировалась учебная тревога, офицеры предупреждали сержантов, сержанты - нас, мы повторяли боевой расчет и отбивались, не снимая "афганки". Но это была еще мелочь в сравнении с "показательными контрактниками". Тогда как раз шла первая кампания по вербовке в армию солдат "на профессиональной контрактной основе". С вербовкой было туго, шли в основном "спецы" (повара, водители и т.п.) и в основном - в подразделения материального обеспечения, где можно что-нибудь полезное украсть. В строевые подразделения контрактников заманить было, видимо, трудно: и деньги не ахти какие, и конфликты всякие тут и там, да и пуля-дура... Но, похоже, был какой-то план или как-то должно было начальство учебной дивизии отчитываться перед своим начальством об укомплектовании подведомственных частей "профессионалами"... В общем, из разных учебных подразделений выдернули по несколько солдат, нашили им на погоны - кому сколько - красные лычки (бытовал тогда миф, не знаю уж, имевший отношение к каким-либо реальным нормативным документам или нет, что контрактники должны отличаться от срочников цветом лычек), не повышая, естественно, на самом деле, в звании, выдали ботинки на шнуровке, а кому не хватило ботинок - велели обрезать пониже и подшить голенища кирзачей, и стали вывозить ежедневно этих псевдоконтрактников куда-то, где они перед какой-то комиссией стреляли из пистолета Макарова, автомата Калашникова и маршировали. Когда комиссия уехала, у солдат отобрали ботинки, спороли лычки, велели - NB! - "привести в порядок испорченные сапоги" и вернули их всех в родные учебные роты и батареи, где им пришлось наверстывать все то, что они пропустили за время своих показательных выступлений.
Почему я об этом рассказываю в рубрике, посвященной образованию? Нет, не потому, что воинская учебка - тоже своего рода образовательное учреждение. Просто, вспомнилось все это, когда я собрался писать о таком распространенном в современной школе явлении, как "открытые уроки". Когда учитель неделю, а то и месяц репетирует урок с учениками, отрабатывает все вопросы и ответы, чтобы они "отскакивали от зубов" (важно не понимание - важно прочесть с выражением и без запинки); когда готовятся яркие наглядные пособия, без которых учитель прекрасно обходился в другие дни и которые будут забыты, когда открытый урок пройдет, etc.
И вспоминаются "потемкинские деревни" - изобретению генерала-фельдмаршала Григория Александровича Потемкина уже больше двух веков, а как отражает российскую ментальность.
Потемкинские деревни в России сегодня уже никого не обманывают. Любой ревизор или проверяющий, которому таковую демонстрируют, прекрасно понимает, что перед ним. И открытые уроки - не исключение. Все знают, что это чистейшей воды театр, не отражающий реального положения дел и даже наоборот - извращающий, маскирующий его, и что репетиции открытых уроков проходят в ущерб программе (а потом учителя еще жалуются, что им "не хватает часов" на рассмотрение той или иной темы). А самое отвратительное и вредное в таких "открытых уроках" - они приучают детей ко лжи и показухе.
Зачем снова и снова устраиваются эти лживые представления, если они давно никого не могут обмануть? В чем смысл этого странного ритуала? Погружение в идеальную реальность? Групповая медитация на "то, как должно бы быть"? Чистое искусство? Или религия? Но почему в учебное (рабочее) время?!
Я еще могу понять обилие потемкинских деревень в Советском Союзе: официальная идеология велела всем и всему процветать и быть лучше, выше, сильнее, обгонять, побивать, перегонять и вообще - демонстрировать всяческие преимущества социалистического строя. Тогда это были, можно сказать, религиозные мероприятия правящей государственной "социалистической" церкви.
А зачем сейчас? Зачем мы пытаемся себя обмануть и приучаем к обману подрастающее поколение? Ведь с ритуальных "потемкинских" уроков начинается ритуальная "потемкинская" жизнь: "потемкинская" работа, "потемкинская" армия, "потемкинское" государство, "потемкинское" право, "потемкинская" медицина...
Помнится, и у князя Потемкина осечка вышла - возвел он "крепость", а она возьми да и рухни от первой же грозы. А грозы по-прежнему остаются настоящими, они не подвержены внушению и не участвуют в наших сомнительных ритуалах.
------------------------------
Зачем нам столько свеклы?
http://www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20030205_jaz.html
Зачем нам столько свеклы?
Денис Яцутко
5 Февраля 2003
"Обучение теперь происходит не в живом общении обучающихся с достойными подражания мастерами, но по книгам. Используемые же для обучения подрастающего поколения книги - это, грубо говоря, не "первоисточники", а учебники, в которых величайшие мысли и деяния человечества сжаты до нескольких строк, а потому не несут уже того воспитательного воздействия, которое могли бы, должны бы нести. Да и требования, предъявляемые системой образования к обучаемому, строятся на том самом количестве и - главное - качестве знаний, которые эта система ему сама предлагает. Отсюда получаем огромную серую массу недоучек, считающихся образованными людьми, вместо немногих действительно ученых и многих, занимающихся простыми, не требующими особого образования делами. Все работы хороши."
Так писал В.В.Розанов в работе, давшей название этой рубрике, писал еще в 1899-м году.
И через век с лишком горькие эти слова по-прежнему актуальны, только помноженные на сто или тысячу.
Я ни капли не преувеличиваю и знаю, о чем говорю. У меня очень удобная для наблюдения за образовательным процессом позиция: работаю в интернет-секторе краевой научной библиотеки, до этого учительствовал в школе, преподавал в частном вузе и сам учился в аспирантуре. А жена моя сейчас работает в школе и учится в "классическом университете" (недавнем педвузе, разумеется). Почти сферический, можно сказать, обзор. Постараюсь бегло обрисовать вам тот кошмар, который с моего наблюдательного пункта виден во всем его наглом бесстыдстве.
О том, как в интернет-сектор библиотеки ежедневно идут сотнями студенты, аспиранты и школьники, разыскивающие в Сети готовые рефераты, готовые дипломы, курсовые и даже диссертации, я подробно рассказывать не буду, кто захочет - посмотрит, посмеется, поплачет. Здесь я хочу поговорить о том, почему это явление приобрело столь массовый характер и что с этим можно поделать.
"Творческие" и "научные" работы и раньше напропалую списывались, не надо идеализировать, но - тогда хотя бы списывались. Даже совершенно бездумно водя ручкой по бумаге, учащийся волей-неволей хоть что-то усваивал и запоминал. А вообще-то списывание - это в некотором роде тоже труд. Если нерадивый студент списал работу у однокашника или у старшекурсника, он, на первый взгляд, имел больше шансов быть изобличенным в плагиате: обе работы мог проверять один и тот же преподаватель. Теперь же работу часто не надо не только писать, но и списывать. В любом интернет-кафе консультант найдет на бездонных файлопомойках нужный лентяю курсовик и распечатает его на принтере. А текст, выкачанный из Сети, написанный неведомым студентом неведомого вуза неведомого уголка страны, вроде бы и списанным трудно объявить.
Но это только на первый взгляд. На деле - не так уж часто пополняются интернет-коллекции рефератов (понятно, желающих взять гораздо больше, чем желающих поделиться), и преподаватели давно наизусть знают все эти "расшаренные" тексты. И чего скрывать, нередки случаи, когда чуть ли не вся группа сдает один и тот же реферат или студент, например, из Ставрополя, дальше Невинномысска никогда носа не казавший, вдруг оказывается "автором" дипломного проекта, построенного на очень конкретном и специфическом местном материале пос. Каменка Ленинградской области.
По моим наблюдениям, уровень общего развития большинства разыскивающих в Сети готовые работы таков, что даже достойно защитить выкачанный диплом почти никто из них бы не смог: они и читать-писать-говорить толком не могут. Тем не менее - давно вы слышали, чтобы кого-нибудь "срезали" на защите диплома? Я последний раз - в 1995-м.
Значит, абсолютное большинство преподавателей просто закрывают на все это глаза? Да. И даже больше. Вот случай.
Приходят ко мне в сектор двое молодых людей и, протягивая листочек с надписью "www.referat.ru", говорят: "Нам преподаватель сказал, чтобы мы посмотрели, какие здесь есть темы по нашей специальности, чтобы он нам потом их и дал..."
И случай этот - не единственный.
Чем объяснить поведение студентов, понятно: лень, глупость, обучение по воле родителей или для отмазки от армии... Но чем объяснить такое поведение преподавателей? Повальным взяточничеством? Ленью же? Отсутствием мотиваций, побуждающих к честному и добросовестному труду? Общим уровнем, адекватным уровню их студентов?
Думается мне, что всего понемногу и в различных сочетаниях.
Некоторые говорят, что все можно решить, существенно подняв зарплату преподавателей. Не верю: кто или что помешает много получающему преподавателю продолжить брать взятки (лишних денег не бывает), лениться (куда ж она, матушка-лень, денется), "тупить", простите, не хотеть думать (это ж черта характера, и это - навсегда) или ставить пятерки наглым самоуверенным невеждам (жалко же ведь их)? Начнут платить больше, повысится престиж преподавательской карьеры - и на поприще это пойдет больше не только хороших талантливых людей, но и тех же хапуг и лентяев. Процентное соотношение останется скорее всего прежним.
Тут нужны радикальные меры. И это должны быть не смешные "аттестации", когда в коридоры вуза на неделю ставят диваны и телефоны, а все студенты дружно пишут ответы на контрольные вопросы под диктовку своих родимых преподавателей. Нет. Нужны жесткие и безжалостные чистки с увольнением и отчислением без права возвращения в лоно Alma Mater всех преподавателей и студентов, не отвечающих программным требованиям. И проводить эти чистки нужно поручить не министерству образования, а специальной комиссии под эгидой, например, ФСБ и РАН: потому что речь идет даже не о государственной, а о цивилизационной безопасности.
Необходимо что-то решать и со средней школой.
Астрономическое количество золотых и серебряных медалей, вручаемых сегодня выпускникам школ, элементарно неприлично. Как оно получается, все прекрасно знают. Если кто-то не знает, я расскажу.
Классе уже в девятом, а то и раньше учителя примечают тех детей, что учились все прошедшее время без троек, объявляют их "медалистами" и начинают "пасти". "Медалистам" стараются не ставить текущих двоек и троек и четвертных четверок. Учитель, осмелившийся поставить такому вот "медалисту" двойку, может нажить себе на этом крупные неприятности: довести "медалиста" до его липовой медали - дело "чести" всего педколлектива. Кульминация сотворения "медалиста" - "медальное сочинение". Его несколько месяцев пишет, проверяет и перепроверяет все школьное методобъединение филологов или специально нанятый преподаватель вуза, а ученик на экзамене попросту открыто переписывает. Все эти уникальные темы, которые читаются по радио, вытаскиваются из лототрона - это все для графы "Телекоммуникации в средней школе", чтобы там галочку поставить. Уникальные темы хорошо и заранее известны, как им не быть известными, если они не выходят за рамки школьной программы. Иногда для "медалиста" пишут сразу несколько вариантов. На всякий случай. Это общепринятая в большинстве школ России практика.
Между прочим, после всего этого липовый медалист почти без экзаменов поступает в вуз и вполне может ожидать, что с дипломом у него будет нечто похожее.
Еще одна общепринятая школьная практика - стараться вообще не ставить двойки в журнал. Часто представители администрации или старшие товарищи в открытую "советуют" молодому учителю: "Не ставьте двоек в журнал". Стоит ли говорить, что к оценке, не выставленной в журнал, дети всерьез не относятся.
Все это - наиболее распространенные проявления общей для современной российской школы тенденции - не напрягать ребенка, что проявляется и в куда более уродливых формах. Вот буквально на днях жена рассказывала мне об учительнице русского языка, которая разрешает своим ученикам сокращать любое слово, ставя точку в любом его месте - хоть после гласной буквы, хоть после первой - "исключительно для того, чтобы дети чувствовали себя на уроке комфортно и не уставали". Есть и другие.
Немедленно надо со всей этой псевдозаботой заканчивать. Как известно, тяжело в ученье - легко в бою. Человек, ничему не научившийся и не приученный учиться в школе, не станет учиться и в университете, хотя туда и пойдет. И, окончив его, потом этому искусству проскальзывания и отлынивания будет учить своих студентов, детей, учеников, то есть тиражировать это искусство в следующих поколениях.
Достали уже эти глупые сумерки. Пора вставать и выкатывать солнце. Пусть даже и вручную...
Конечно, свеклой с лотка торговать может и неуч, но - зачем нам столько свеклы?